Если в классе обучается ребёнок с нарушенным слухом…
Если в классе обучается ребёнок с нарушенным слухом…
Обучение ученика со слуховой депривацией в классе слышащих сверстников – это обучение в сложных для него условиях общения.
Наполняемость класса массовой школы составляет 25-30 человек. Беседы учителя с детьми, опрос, внеурочные ситуации сопровождаются высоким уровнем шума, учитель во время урока перемещается по классу, что создаёт значительные помехи для восприятия звучащей речи учеником со слуховой депривацией.
Ребёнок с нарушением слуха затрудняется в понимании объёмных инструкций, развёрнутых комментариев, состоящих из нескольких сложных предложений. В некоторых случаях, пытаясь донести информацию до его сознания, учитель начинает говорить более громким голосом. Чрезмерное усиление голоса дезориентирует плохо слышащего ученика, часто вызывает у него неприятные ощущения.
Кроме того, отношение одноклассников к такому ребёнку не всегда носит позитивный характер.
Мы, педагоги, должны создать обучающемуся с нарушением слуха комфортные условия для обучения в классе со слышащими детьми.
И в первую очередь научиться правильно общаться с ним.
Для этого нужно обязательно следить за наличием индивидуального слухового аппарата, с помощью которого ребёнок воспринимает речь окружающих и соблюдать определенные правила общения.
Ребенок с нарушением слуха
- Если у вашего собеседника нарушен слух, попробуйте различные уровни громкости.
- Если вы знаете, что у собеседника частичная потеря слуха, спросите его, с какой стороны вам лучше расположиться. Никогда не говорите ребенку прямо в ухо. Это может затруднить ему возможность услышать вас и не позволит следить за выражением вашего лица.
- Не начинайте разговор, пока не убедитесь, что собеседник видит ваше лицо и губы. Не прикрывайте рот ладонями. Если ребенок может читать по губам, при разговоре смотрите прямо на него. Учитывайте, что собеседник будет следить за выражением вашего лица.
- Говорите с обычной скоростью, не быстрее и не медленнее, и внятно. Но если обычно вы говорите быстро, замедлите речь, но не чрезмерно. Не надо излишне артикулировать или кричать.
- Если вам показалось, что вас не понимают, задайте вопрос, чтобы убедиться, что вас поняли. Повторите мысль различными словами, жестами.
- Слабослышащего ребенка в классе следует размещать в пол оборота, так, чтобы он мог видеть и учителя, и учеников.
- Самым легким способом контакта с таким учеником может оказаться запись.
В связи с нарушенным слухом наблюдается изменение хода общего развития, а также значительное осложнение социальной адаптации. Речь у детей с нарушенным слухом подчинена таким закономерностям:
- Ограниченный запас слов.
- Дефекты произношения.
- Неполноценное усвоение звукового состава слова.
- Ограниченное понимание устной речи.
- Неправильное усвоение и употребление слов.
- Ограниченное понимание печатного текста.
- Аграмматизм.
При таких нарушениях речи тоже есть правила общения с учеником.
Ребенок с нарушением речи
- Не воспринимайте нарушения речи как признак умственной отсталости. Задавайте ребенку вопросы, требующие коротких ответов или кивка головы. Не перебивайте, не подавляйте его психологически.
- Если ребенок говорит с трудом, запинаясь, не делайте вид, что вы поняли сказанное. Повторите, как вы поняли его слова. Ребенок с нарушением речи должен привыкнуть к тому, что его могут неправильно понять и ему надо пояснить свои слова. Не торопите, когда ребенок начинает торопиться, его речь становится менее понятной.
- Если собеседник в общении с вами прибегает к услугам близкого человека, который в состоянии понимать его и переводить полученную информацию в понятную для вас речь, помните, что вы разговариваете с ребенком, у которого нарушена речь, и обращайтесь к нему.
- Повторяйте вслух каждое слово ребенка, чтобы избежать недопонимания. В случае необходимости, попросите повторить непонятое вами слово, это убеждает ребенка, что вы искренне заинтересованы в беседе с ним. Если вы все же не поняли какое-либо слово, попросите ребенка произнести его медленнее.
- Очень важно уметь терпеливо и внимательно слушать, поэтому нужно быть готовым к тому, что беседа может затянуться. Для обстоятельной беседы необходимо располагать достаточным временем.
Для компенсации потери слуха большинству детей достаточно слуховых аппаратов. В случаях неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов применяется такой метод слухопротезирования как кохлеарная имплантация. Посредством хирургической операции подкожно имплантируется приёмник и цепочка электродов, введённых внутрь улитки. Речевой процессор – микрофон, микропроцессор и передатчик (устанавливаются снаружи, на волосах или коже)
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, которые представляют собой качественно своеобразную группу детей с нарушенным слухом – глухих детей с возникшим слухом, на базе которого возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи.
В этот период ребенок с кохлеарным имплантатом напоминает иностранца, который начал изучать язык страны, в которой уже живет. Как общаться с таким ребенком?
Ребенок, перенесший операцию кохлеарной имплантации
- При общении с ребенком с кохлеарным имплантатом вам нужно понимать, что он все слышит, но понимает только отдельные слова и часто используемые фразы по ситуации общения.
- Ребенок часто не понимает других, потому что не успевает проанализировать и запомнить, что они сказали. Ему требуется слишком много времени, чтобы вспомнить, что это слово значит, а человек говорит уже другое предложение. Поэтому не спешите говорить. Убедитесь, что собеседник понял каждое ваше слово.
- Необходимо помнить, что перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребёнка.
- Ребенку легче понять и запомнить новые слова, если говорят медленнее, повторяют фразу, так как у них увеличен латентный период реакции на звуки. Делайте более короткий и медленный повтор, задавайте вопросы, направленные на понимание изложенного материала.
- Постепенно ребенок с кохлеарным имплантатом накапливает в памяти больше слов, осваивает правила их изменения и соединения в предложения, использования при общении. Главным в этот период является развитие у ребенка системы родного языка. Он все время должен слышать родную речь, пользоваться ею, получать специальные занятия по развитию речи.
- При общении с ребенком с кохлеарным имплантатом необходимо использовать методы работы по опорам, схемам, алгоритмам, по планам разных видов.
- Будьте терпеливы. Помните, что нельзя раздражаться и в настойчивой форме исправлять речевые высказывания.
Материалы подготовила
методист МБОУ СОШ № 40 г.Липецка
Сафронова Ирина Владимировна