Инклюзивное образование
Функционирование в МБОУ СОШ №40 г.Липецка специальных (коррекционных) классов и дошкольных групп для детей с ОВЗ
2023-2024 учебный год
Наименование общеобразовательного учреждения, адрес | Направленность классов для детей с ОВЗ | Классы |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 398043г. Липецк, ул. Гагарина, д. 123/3тел.: +7(4742) 34-40-61e-mail: sc40.lipetsk@mail.ruhttps://sh40.ru/ | нарушение слуха | 1-10 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 398043г. Липецк, ул. Гагарина, д. 123/3тел.: +7(4742) 34-40-61e-mail: sc40.lipetsk@mail.ruhttps://sh40.ru/ | нарушения зрения | 2-3 |
Наименование общеобразовательного учреждения, адрес | Направленность дошкольных групп для детей с ОВЗ | Дошкольные группы |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 398043г. Липецк, ул. Гагарина, д. 123/3тел.: +7(4742) 34-40-61e-mail: sc40.lipetsk@mail.ruhttps://sh40.ru/ | нарушение слуха | 3 группы |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 398043г. Липецк, ул. Гагарина, д. 123/3тел.: +7(4742) 34-40-61e-mail: sc40.lipetsk@mail.ruhttps://sh40.ru/. Корпус ул.Титова, 9/5 | нарушения зрения | 6 групп |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 398043г. Липецк, ул. Гагарина, д. 123/3тел.: +7(4742) 34-40-61e-mail: sc40.lipetsk@mail.ruhttps://sh40.ru/. Корпус ул.Титова 9/6 | нарушение речи | 2 группы |
Контингент организации
в МБОУ СОШ №40 г.Липецка 600 обучающихся. Из них 65 обучающиеся с ОВЗ (11%); 300 воспитанников дошкольных групп, из них 110 — воспитанники с ОВЗ (36,7%). Среди обучающихся с ОВЗ имеют нарушения слуха 59 человек, нарушение зрения 6 человек. Среди дошкольников нарушение слуха 19 человек, нарушение зрения 67 человек, нарушение речи 24 человека.
Формы организации образовательного процесса
- Полная инклюзия (по такому варианту в ОУ обучаются трое школьников, они занимаются на всех уроках вместе со сверстниками, дополнительно посещают коррекционные занятия со специалистами)
- Частичная инклюзия (учащиеся осваивают учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвуют в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и других вместе с другими детьми)
- Обучение в коррекционном классе общеобразовательного учреждения (в ОУ 14 специальных коррекционных классов для обучающихся с нарушением слуха и зрения, 9 дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха и зрения, 2 логопедические группы)
- Точечная интеграция ( ребенок включается в коллектив сверстников во внеклассную и внеурочную деятельность)
Реализуемые адаптированные образовательные программы
- АОП ДО для детей с нарушением речи
- АОП ДО для детей с нарушением слуха
- АОП НОО для детей с нарушением слуха
- АОП ООО для детей с нарушением слуха
- АОП ДО для детей с нарушением зрения
- АОП НОО для детей с нарушением зрения
Образование | Официальный сайт — МБОУ СОШ № 40 г. Липецка (sh40.ru)
Доступность образовательной среды
В ОУ создана доступная среда до обучающихся с ОВЗ:
- Функционируют 3 медицинских кабинета, где осуществляется лечение и профилактика нарушения зрения.
- Наличие пандуса и ступенькохода.
- Наличие договора об аренде коляски.
- Наличие туалетной комнаты для инвалидов.
- Классные комнаты, кабинеты для индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи оборудованы современной звукоусиливающей аппаратурой и мультимедийными комплексами:
- коррекционно-развивающий программный комплекс «ВАБОС»,
- звукоусиливающее оборудование для создания доступной среды в классах, реализующих совместное обучение детей с ОВЗ «IR Swift»,
- речевые аудиоклассы,
- слуховые тренажеры «Унитон»,
- электроакустический аппарат « Верботон Г30Л» в комплексе с вибрационным столом для коррекции речевых расстройств, для развития речи по верботональному методу,
- звукоусиливающее устройство «Connevans Auditory Trainer ATU 30» для работы с дошкольниками.
6. Оборудованы кабинеты учителей — дефектологов, учителей — логопедов, психологов, социального педагога.
7. Школа является пунктом проведения ЕГЭ для детей с ОВЗ и инвалидов


Сведения о педагогических работниках организации
На сегодняшний день с обучающимися с ОВЗ работают 42 педагога: учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели дошкольных групп и групп продленного дня. Это составляет 44,7% от общего числа педагогов ОУ. Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, имеют удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца за последние 3 года. Темы курсов повышения квалификации: «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» ( 108 часов); «Организация, содержание и технологии образовательной деятельности при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного законодательства» ( 72 часа); «Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ согласно ФГОС ДО» ( 72 часа) и другие.
Психолого-педагогическое сопровождение
В ОУ функционирует служба психолого-педагогического сопровождения: 11 учителей-дефектологов. 3 учителя-логопеда, 3 педагога-психолога.
Согласно штатному расписанию в ОУ имеются 13,5 ставок учителя-дефектолога, 5 ставок учителя – логопеда, 7,5 ставок педагога-психолога, 1 ставка социального педагога.
Узкие специалисты обеспечивают сопровождение обучающихся с ОВЗ с момента поступления в ОУ до момента выпуска. Проводится психолого-педагогическое обследование, составляется индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, в течение учебного года проводится коррекционная работа в форме фронтальных и индивидуальных занятий с учащимися и воспитанниками, внеурочных и внеклассных мероприятий, обязательны консультации для родителей. Педагоги в работе с детьми с ОВЗ опираются на рекомендации узких специалистов. Коррекция нарушений ведется в течение всего дня пребывания учащегося или воспитанника в ОУ.
Психолого-педагогический консилиум
В ОУ работает психолого-педагогический консилиум ( Положение о ППк принято на заседании педагогического совета протокол от 28.08.2020 №10, утверждено приказом директора от 31.08.2020 №124). Цель работы консилиума – создание системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучающихся с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Документы | Официальный сайт — МБОУ СОШ № 40 г. Липецка (sh40.ru)
Инклюзивная образовательная практика МБОУ СОШ №40 г.Липецка
Инклюзивная образовательная практика «Воспитание учащихся с ОВЗ через развитие творческих способностей» «Фабрика творческих успехов» Цель инклюзивной образовательной практики «Воспитание учащихся с особыми воспитательными потребностями (ОВЗ) через развитие творческих способностей» «Фабрика творческих успехов» заключается в создании подхода к образованию, который способствует развитию творческих способностей учащихся с ОВЗ, в то же время обеспечивая их активное включение и успешное интегрирование в образовательное пространство. https://sh40.ru/wp-content/uploads/2023/09/МБОУ-СОШ-№40-ИОП.docx
Социальные партнеры

В 2022-2023 учебном году ОУ в рамках деятельности сетевых сообществ управленческих команд образовательных учреждений города Липецка провело для заместителей директоров, курирующих работу с детьми с ОВЗ, два мероприятия: мастер-класс «Коллективное творческое дело «Нарисуем счастье вместе» (социальная адаптация детей с ОВЗ средствами культурно-досуговой деятельности)»; вебинар «Создание коллаборативной среды в классах для детей с ОВЗ» (для зам. директоров ОУ, курирующих работу с детьми с ОВЗ).
В 2022-2023 учебном году ОУ активно участвовало с Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования центр технического творчества «Новолипецкий» г. Липецка, Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования Центр развития творчества «Сокол» г. Липецка, ОБУК «Липецкий государственный театр кукол» в проекте по адаптации и социализации слабослышащих и глухих детей средствами театральной педагогики «Мир звуков и жестов театра тантамаресок» — совместная постановка и прокат кукольного спектакля с проведением мастер-классов по кукловождению « Сказочная терапия», изготовлению кукол- персонажей спектакля.
В 2023 году ОУ стало участником федеральной инновационной площадки на базе Национального исследовательского института Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России» « Картинная галерея в детском саду» (Соглашение о сотрудничестве от 17.04. 2023,
Педагоги дошкольного образования, работающие в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха, будут работать над проектом «Живопись в мире глухих»
В 2022-2023 учебном году МБОУ СОШ №40 приняла участие вместе с Центром развития инклюзивного общества «В Тишине» в проекте «#МывсераЗ/Вные: мотивационные онлайн уроки для глухих и слабослышащих школьников, содержащие истории профессионального успеха людей, имеющих ограничения по слуху», реализуемого при поддержке Фонда Президентских грантов по договору №22-2-007375 (Соглашение о сотрудничестве №3 от 1,09,2022) Учащиеся специальных коррекционных классов МБОУ СОШ №40 в 2023 году участвовали в реализации проекта «Билет в будущее», направленного на раннюю профессиональную профориентацию школьников. Школьным администратором Проекта стала Овчинникова Л.В.
Векторы развития

Фотогалерея





























