Результаты деятельности
Результаты деятельности
В течение 2019-2020 учебного года содержание образовательного процесса с детьми определялось:
- «Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией)»;
- «Основной образовательной программой дошкольного образования»;
- «Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с нарушением речи)»
— парциальными программами дошкольного образования:
- программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, Н. Н. Авдеевой;
- программой «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л. В. Куцаковой (художественно-эстетического цикла);
- программой «Цветные ладошки» И. А. Лыковой (художественно-эстетического цикла);
- программой развития цветовосприятия для детей 6-7 лет С. А. Золочевского (художественно-эстетического цикла);
- программой «Наследие» М. М. Новицкой, Е. В. Соловьевой (социально-нравственное развитие дошкольников);
- программой «Юный эколог» С. Н. Николаевой (экологическое воспитание);
- программой развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О. С. Ушаковой (речевое развитие);
- программой «Здоровье» В. Г. Алямовской (физическое развитие и здоровье);
- программой социально-нравственного развития «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханёва;
- программой по физическому развитию «Воспитание здорового ребёнка» М. Д. Маханёвой;
— авторскими инновационными программами:
- программой «Развитие цветового восприятия у дошкольников с нарушением зрения». Авторы: учителя-дефектологи Н. С. Титарева, Н. Н. Карташова, Т. В. Звягина, 2014 г.;
- программой «Развитие познавательных способностей детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения» (коррекционно-развивающие занятия). Автор: педагог-психолог А. В. Устимец, 2014 г.;
- программой по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением зрения (представлено перспективное планирование для всех возрастных групп, диагностические карты). Авторы: учитель-дефектолог Е. В. Калюжная, заместитель заведующей по УВР С. А. Солосина, 2013 г.;
- программой «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения». Автор: учитель-дефектолог Е. В. Калюжная, 2013 г.;
- программой эмоционального развития детей с нарушениями зрения с использованием сказкотерапии «Чудесное путешествие в сказку», которая включает тематическое планирование, диагностический материал, цикл занятий и др. Данная программа успешно адаптирована в работе с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения; позволила добиться положительной динамики в адекватном восприятии и воспроизведении эмоциональных состояний детей (в среднем с 60,7% до 90,5%). Автор: педагог-психолог А. В. Устимец, 2013;
- программой «Литотерапия в работе с детьми с деприваций зрения». Авторы: учитель-дефектолог Е. В. Калюжная, педагог-психолог А. В. Устимец, 2013 г.
— содержанием годового плана и было направлено на решение следующих задач в 2019-2020 учебном году:
- повысить эффективность работы с детьми по развитию речи, развитию коммуникативных способностей, взаимодействию с окружающими через совершенствование педагогического мастерства педагогов (выбор оптимальных форм, средств, методов, технологий);
- совершенствовать систему работы по организации игровой деятельности детей как ведущего фактора успешной социализации ребенка в соответствии с ФГОС ДО;
- внедрять здоровьесберегающие технологии психофизической направленности, способствующих укреплению здоровья воспитанников;
- продолжить совершенствовать единую модель взаимодействия специалистов детского сада в организации коррекционно-развивающей работы с детьми групп компенсирующей направленности;
- обеспечивать развитие кадрового потенциала в процессе реализации ФГОС через использование активных форм методической работы: сетевое взаимодействие, мастер-классы, обучающие семинары, открытие просмотры, участие педагогов в конкурсах, повышение квалификации на курсах, прохождение процедуры аттестации;
- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей через организацию различных форм совместной деятельности детского сада с семьями воспитанников.
Коррекционно-развивающая работа (с детьми с нарушением зрения)
Результаты офтальмологического лечения детей
с мая 2019 года по май 2020 года
Эффективно проводилась в ДОУ работа с детьми, имеющими нарушения зрения. В работу с такими детьми внедрялись различные формы и средства коррекционной, лечебно-профилактической работы: развитие фузионных способностей и бинокулярного зрения, лечение глазных патологий на офтальмологических аппаратах, тренировку глазодвигательных мышц посредством использования упражнений по Аветисову, Утехину, проводимых врачом-офтальмологом Л.П.Курило, медсестрами-ортоптистками Г.Н.Подзоровой, В.Н. Солоповой; подгрупповая и индивидуальная коррекционно-развивающая образовательная деятельность, проводимая учителями — дефектологами Е.В.Калюжной, Н.С. Титаревой, Н.Н.Карташовой, Т.В.Звягиной, А.А. Апариной.
В результате плеоптического, ортоптического и диплоптического лечения улучшение остроты зрения наступило у 90 детей:
— на 0,01- 3 человека (2,7%);
— на 0,05- 4 человека (3.6%);
— на 0,1- 20 человек (18%);
— на 0,2- 25 человек (22,5%);
— на 0,3- 23 человека (20,7%);
— на 0,4- 9 человек (8,1%);
— на 0,5- 4 человека (3,6%);
— на 0,6- 2 ребёнка (1,8%).
100% (1,0) зрение стало у 20 детей (18%).
Ухудшения остроты зрения нет.
Трое детей были направлены врачом Курило Л.П. в стационар на консультацию о решении оперативного вмешательства.
4 ребенка были прооперированы в Тамбовском филиале «М.Н.Т.К. Микрохирургия глаза». Послеоперационный период проходил без осложнений.
В ортоптическом кабинете проводили упражнения по ортоптике и стереооптике на аппаратах, развивали фузионные способности и бинокулярное зрение.
Анализ ортопто-диплоптического лечения детей подготовительных групп.
В 2019 году из подготовительной группы выпущено 18 детей. Основная часть детей посещала ДОУ с младшей группы.
Улучшение наступило у 18 детей (100%).
С остротой зрения 1,0 выпустилось 13 детей (72,2%).
С диагнозом косоглазие при поступлении было 12 детей. Улучшения из расчёта 12 человек.
Изменение угла девиации (косоглазия) в меньшую сторону наступило у 17 детей с диагнозом косоглазие, т.е. у 94,4%.У одного ребёнка улучшений без коррекции нет, т.к. ребёнок — инвалид детства и имеет сложный диагноз.
Если при поступлении в ДОУ детей с углом косоглазия по Гришбергу:
— 25 градусов- 1 ребёнок, при выпуске 25 градусов нет;
— 15 градусов- 3 ребёнка, при выпуске 15 градусов нет;
— 10 градусов- 5 детей, при выпуске 10 градусов нет;
— 5 градусов- 5 детей, при выпуске 5 градусов – 2 ребёнка(11,1%);
— 0 градусов не поступало, при выпуске 0 градусов у 16 детей (88,8%).
Благодаря упражнениям по ортоптике и лечению на офтальмологических аппаратах (синоптофоре, бивизиотренере) улучшился и характер зрения:
$ одновременное зрение- 2ребёнка (11,1%);
$ бинокулярное зрение у 16 детей (88,8%).
Эффективность в данной работе была достигнута за счет комплексного лечения детей с глазной патологией, гармонично сочетающегося с общеобразовательной подготовкой и воспитанием детей.
В ДОУ функционируют 6-ть групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Поэтому, особое внимание уделяется коррекционно — развивающей работе, для которой созданы все условия. Эту работу осуществляют 5 тифлопедагогов: Т. В. Звягина, Калюжная Е.В., Н. Н. Карташова. Н. С. Титарева, А.А. Апарина. Оснащение и оборудование кабинетов постоянно пополняется и обновляется, и соответствуют современным тифлопедагогическим требованиям, федеральным государственным образовательным стандартам.
Ежедневно проводится подгрупповая и индивидуальная коррекционно-развивающая образовательная деятельность с детьми, где осуществляется комплексный, системный, индивидуально — дифференцированный подход в обучении детей, имеющих нарушение зрения. Основополагающим принципом данной работы является учет нарушений зрительной патологии и степень выраженности дефекта. Осуществляется тесное сотрудничество воспитателей и тифлопедагогов при реализации общедидактических принципов, имеющих коррекционную направленность при проведении мониторинга, режимных моментов и ООД.
Учителями-дефектологами был полностью реализован раздел «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми». Согласно намеченному плану проводился мониторинг на начало и конец года. Анализ результатов выявил положительную динамику в развитии детей.
Положительные результаты диагностического обследования достигнуты благодаря качественной, содержательной коррекционно-развивающей работе, учету индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения.
Исходя из результатов мониторинга, диагностического обследования выявлено, что в целом, дети подготовительных к школе групп готовы к школьному обучению, социально адаптированы для жизни в школьном социуме.
В течение года учителями-дефектологами коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда пополнялась учебно-методическим материалом (наглядно-демонстрационными пособиями, дидактическими играми).
Тифлопедагоги Калюжная Е.В., Титарева Н.С., Звягина Т.В., Карташова Н.Н., Апарина А.А. в течение учебного года работали в соответствии с годовым планом работы ДОУ, составленном на основе содержания реализуемой адаптированной программы; принимали активное участие в проведении педсоветов, семинаров-практикумов, консультаций; показывали коррекционно-развивающую образовательную деятельность и др.; осуществляли взаимосвязь работы ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей, имеющих нарушения осанки.
Решая коррекционные задачи, в ДОУ в прошедшем году продолжена работа по совершенствованию доступной среды для детей с ОВЗ. Педагогами ДОУ активно используется в работе с воспитанниками оборудование для сенсорной комнаты: комплект сенсорный уголок, фибердуш «Солнышко», интерактивная панель «Волшебный свет», настенный модуль «Цвета и формы», орнамент в круге «Сверкающие камешки», игровой и психокоррекционный комплект, программно-образовательный комплекс, которые способствуют сохранению и укреплению психофизического и эмоционального состояния детей с помощью мультисенсорной среды.
Состояние здоровья детей по результатам мониторинга:
Сравнивая заболеваемость за 2018-2019 ( 7,9 ) и за 2019-2020 (7,8) годы можно отметить, что произошло снижение показателя заболеваемости на 0,1 детодня.
В 2019-2020 году зарегистрированы следующие заболеваемости:
— бронхит -5;
— ветряная оспа – 22;
— гастроэнтерит – 3;
— ОРЗ, ОРВИ – 204;
— пневмония – 3;
— коклюш – 1;
— энтеровирусная инфекция – 2;
— скарлатина – 1.
% посещаемости воспитанников ДОУ остается по общегородским показателям на высоком уровне 78%.
Показатели по группам здоровья следующие: 1 – 86 (27 %), П- 181 воспитанник (58 %), Ш – 44 (14 %), 1У –3 (1 %).
Все дети ДОУ состоят на диспансерном учете у врача-офтальмолога — 94 человека (30%). При этом имеют следующие сопутствующие заболевания, что связано, главным образом, с нарушением зрения у воспитанников.
№ п/п | Диагноз | Количество детей |
1. | Болезни системы кровообращения | 15 |
2. | Болезни органов дыхания | 10 |
3. | Болезни органов пищеварения | 25 |
4. | Болезни мочеполовой системы | 7 |
5. | Болезни костно-мышечной системы | 19 |
Индекс здоровья (количество не болеющих ни разу детей) составил — 3, что выше на 1 % по сравнению с 2018-2019 учебным годом.
В течение года в ДОУ проводились:
— закаливающие процедуры (гимнастика после сна, точечный массаж, полоскание рта водой, дыхательная гимнастика, мытьё рук и ног прохладной водой);
— витамино — фитотерапия (с учётом индивидуальных особенностей детей). Приведённые данные подтверждают результативность оздоровительной работы с детьми. Проблемой остаётся заболеваемость детей после праздников и выходных, так называемая «родительская» заболеваемость и пропуски детей по семейным обстоятельствам, уровень таких пропусков по-прежнему достаточно высок.
В соответствии с планами воспитателей на группах проводились закаливающие мероприятия. Использовались разнообразные формы работы для полноценного физического развития детей: утренняя гимнастика, физкультурные занятия (двигательная ООД), спортивные праздники, ежемесячные развлечения во всех группах. Отслеживались показатели формирования двигательных навыков у детей в рамках мониторинга по физическому развитию.
В 2019-2020 учебном году педагогический коллектив ДОУ осуществлял планомерную работу в соответствии с годовым планом. Педагоги и воспитанники принимали активное участие в городских и областных конкурсах:
Достижения воспитанников
Дата (месяц) | Наименование и статус конкурса | Форма участия (очная, заочная, дистанционная) | Результат |
10.10.2019 | Открытый городской фестиваль художественного творчества детей с ОВЗ «Радуга творчества», номинации «Декоративно-прикладное творчество», «Изобразительная деятельность» | Заочная | Участие |
28.10.2019 | Муниципальный этап областной акции «Дорога глазами детей» среди воспитанников образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования | Заочная | II место, III место |
18.12.2019 | Городская акция «Письмо солдату» | Заочная | Участие |
18.12.2019 | Муниципальная олимпиада дошкольников «Умники и умницы» | Очная | Участие |
22.12.2019 | Первенство Липецкой области по ушу-таолу | Очная | III место |
24.12.2019 | Областная выставка новогодних композиций «Вместо елки – букет» | Заочная | I место |
Охват детей городскими и областными мероприятиями составил 40% (134 ребенка).
На базе ДОУ проходит учебная и производственная практика студентов ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» факультета «Педагогики и психологии». В 2020 году педагоги ДОУ работали со студентами 3 курса (2 человека).
Распространение опыта работы ДОУ № 89 на муниципальном уровне
26 августа 2019 года в рамках августовской конференции педагогических работников города Липецка «Педагогическая коммуникация как условие и стимул профессионального развития» на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 89 города Липецка была организована работа презентационной площадки для заместителей заведующих ДОУ на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение становления и развития личности детей дошкольного возраста».
В ходе работы презентационной площадки рассмотрены следующие вопросы:
— «Стратегические ориентиры и взгляд в будущее образования до 2035 года» (Коростелева Е.В., заведующая ДОУ №89 г. Липецка);
— «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника через индивидуализацию и геймификацию образовательного процесса» (с презентацией опыта работы выступила Солосина С. А., заместитель заведующей ДОУ №89 г. Липецка).
Педагоги ДОУ ведут активную издательскую деятельность:
Напечатаны статьи:
— в журнале «Региональное образование: современные тенденции» («РОСТ»), ЛИРО, 13.12.2019 г., статья на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением зрения через пальчиковые и дидактические игры», воспитатель Гридь О.В.;
— в журнале «Региональное образование: современные тенденции» («РОСТ»), ЛИРО, 14.04.2020 г., статья на тему: «Роль дидактической игры в интеллектуальном развитии дошкольника для воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения» мелкой, воспитатель Кривцова О.В.
Работа ДОУ в качестве городского профессионального сообщества
В рамках мероприятий областного психологического форума «Неделя психологии — 2019», а так же в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Липецка, городского профессионального сообщества педагогов–психологов ДОУ по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», 19–21 ноября 2019 года, на базе ДОУ № 89 проводились семинары-практикумы на тему: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в образовательном учреждении, реализующем программы дошкольного образования». Семинары посетили 63 педагога-психолога ДОУ г. Липецка.
План работы городского профессионального сообщества реализован полностью. Созданы видеофильмы психологической работы с детьми