Версия для слабовидящих

Слабослышащие и глухие дети: особенности, характеристика, обучение, развитие

Слабослышащие и глухие дети:
особенности, характеристика, обучение,  развитие

Согласно статистике, на тысячу новорожденных приходится один с нарушенным слухом. Но с каждым годом таких детишек становится больше в связи с перенесенными болезнями или из-за лечения какими-либо препаратами, которые дали осложнение на слух.

Тугоухость характеризуется стойким понижением слуха. Зачастую она возникает вследствие перенесения острого или хронического отита, который может вызывать такие изменения в структуре среднего уха – возникновение рубцов, сращения, которые приводят к нарушению подвижности барабанной перепонки, возникновение отверстий в барабанной перепонке. Такие заболевания, как грипп, корь и скарлатина, тоже могут привести к тугоухости в связи с тем, что вызывают патологические процессы в слуховом нерве и внутреннем ухе. Бывают случаи, когда дети рождаются тугоухими по причине нарушения слуховых органов в период внутриутробного развития. Как и врожденная тугоухость, так и возникшая в ранний период детства может нарушить речевое развитие малыша.

Современная медицина выделяет три степени тугоухости: легкую, среднюю и тяжелую. Легкая характеризуется понижением слуха, при котором шепотная речь различается на расстоянии 1-3 метров. Средняя – на расстоянии меньше 1 метра. При тяжелой форме тугоухости шепотная речь вообще не различается, даже если человеку на ухо кричать.

В процессе роста ребенок познает окружающий мир через зрение, осязание и обоняние. С помощью слуха и речи он понимает людей, узнает об их намерениях, а также познает разнообразие человеческого общения. Общаясь с окружающими, малыш познает эмоциональные оттенки речи, которые не воспринимаются, передаваясь другим способом. Поэтому слабослышащий или глухой ребенок воспринимает окружающий мир не таким, как видим и воспринимают его здоровые люди.

Дети, у которых понижен слух от 15-20 дБ до 75 дБ, считаются слабослышащими.  В отличие от глухих детей они способны накапливать минимальный запас слов благодаря слабому слуху. Несмотря на то, что эти слова не совсем полноценны по своему фонетическому оформлению, их можно понять. И самое главное, благодаря этому с ними можно общаться. Но только при одном условии: чтобы эти дети пребывали в говорящей среде. Важно также проводить с ними индивидуальные занятия по развитию речи.

В связи с нарушенным слухом наблюдается изменение хода общего развития, а также значительное осложнение социальной адаптации. 

Неполноценная речь у слабослышащих детей подчинена таким закономерностям:

  1. Ограниченный запас слов.
  2. Дефекты произношения.
  3. Неполноценное усвоение звукового состава слова.
  4. Ограниченное понимание устной речи.
  5. Неправильное усвоение и употребление слов.
  6. Ограниченное понимание печатного текста.
  7. Аграмматизм.

Развитие детей, которые слабо слышат, напрямую зависит от ранней диагностики нарушения слуха, а также от успешной организации специального обучения. Но существует одна проблема: развитие речи непосредственно связано со слухом, и от этих двух факторов зависит интеллект ребенка. Полная глухота диагностируется в раннем возрасте, а то, что ребенок плохо слышит, может выясниться только в школьном возрасте. Дети, которые слабо слышат, понимают только обрывки фраз, а не все предложение. В связи с этим они недополучают важную часть информации об окружающем мире, отстают в учебе от своих сверстников, им требуется специальная подготовка к школе.

В случае раннего выявления патологии с детьми проводится специальное обучение, они также постоянно носят слуховой аппарат. Благодаря этому они почти ничем не отличаются от ровесников в интеллектуальном развитии. Кроме того, такие дети должны посещать специализированные дошкольные и школьные учреждения. После обучения ребенка слышать и понимать обычную разговорную речь его можно перевести в обычную школу.

Врожденная или приобретенная глухота резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей. Если у слабослышащих, как правило, поражена одна звукопроводящая часть (среднее ухо), то у глухих детей, как правило, поражена звуковоспринимающая часть слухового аппарата.  Следовательно, глухим детям довольно трудно научиться разговаривать. Частичная или полная глухота является наиболее распространенной патологией, приводящей к нарушению речевого развития.

Глухие дети отличаются такими особенностями:

  1. Большинство из них обладает остаточным слухом (восприятие очень громких звуков силой более 80 дБ в диапазоне до 1000-2000 Гц); 
  2. Не могут овладеть речью без посторонней помощи.
  3. Общаются со слышащим с помощью жестов и мимики.
  4. Без специального образования становятся глухонемыми.
  5. Недостаток слуха препятствует полноценному познанию окружающего мира.

 

Обучение детей с нарушенным слухом

Как в детских садах, так и в школах такие ученики разделяются на две группы: в первой воспитываются и обучаются дети имеющие небольшие недостатки в произношении, во второй группе – дети с сильным недоразвитием речи.

Для полноценного развития таких детей их нужно обучить таким навыкам:

  1. Устной речи.
  2. Слуховому восприятию.
  3. Чтению.
  4. Письму.
  5. Самостоятельности в общении со слышащими людьми.

Для того чтобы развить у ребенка устную речь, специалисты используют разные методики обучения. На помощь приходят разнообразные игрушки (животные, куклы, машинки, кубики). Если малыш заинтересовался какой-то игрушкой, то ее следует поднести к лицу, привлекая его внимание к артикуляции, и четко назвать предмет. Если такое занятие проводить каждый день, то ребенок сможет через некоторое время произнести по слогам это слово. Таким образом, его можно обучить многим словам. Это занятие требует длительного времени, терпения и выносливости. Это нелегко. Но даже если ребенок повторяет приблизительно и нечетко эти слова, вы должны радоваться – это успех. Главное, что он понял урок и произносит слова. Дальше обучайте его глаголам. Легче будет объяснить действие, если ребенок сам его выполняет. Например: бежит, кушает, гуляет. Повторяйте с ним слова как можно чаще, таким образом, вы научите его устной речи.  

Читать таких детей учат с помощью таблички с печатными словами. Очень трудно научить слабослышащего произносить звуки, ему легче выговаривать слова целиком. Важно, чтобы ученик понимал значение слова, а не только умел его произносить.

Таких детей обучают письму параллельно чтению. Это не менее трудное занятие, чем чтение. Ребенку очень сложно научиться писать, не слыша звуков. Но вы должны подойти к этому процессу творчески. Используйте разные цвета пишущих предметов, позволяйте ему писать в произвольной форме на листе. Постарайтесь его заинтересовать, и обучение принесет свои плоды. Позже письмо станет более аккуратным. Всем выше перечисленным навыкам малыша обучат в специальной школе, используя разные методики.

 

Материалы подготовила

методист МБОУ СОШ № 40 г.Липецка

Сафронова Ирина Владимировна



Контактная информация:
Директор: Зенкова Ольга Юрьевна
8 (4742) 34-40-61

© МБОУ СОШ №40 г. Липецка 2021 г.


Наши координаты
г. Липецк, ул. Гагарина, д. 123/3, 398043