Особенности обучения слабослышащего или позднооглохшего ребенка в общеобразовательной школе
Особенности обучения слабослышащего или позднооглохшего ребенка в общеобразовательной школе
Как отмечает Р.М. Боскис, учитель начальной школы общего типа (общеобразовательной школы) нередко может встретиться с ребенком, который внешне ничем не отличается от других учеников: он сообразителен, понимает обращенную к нему речь, усваивает элементарный счет, правильно ведет себя в классе, но по непонятным на первый взгляд причинам затрудняется в усвоении первоначальной грамоты, а овладев в результате огромных усилий учителя грамотой, в дальнейшем оказывается неуспевающим учеником.
При объяснительном чтении он не может ответить на вопросы учителя. Постепенно такой ученик замыкается, становится забитым, плаксивым и производит впечатление ребенка, склонного к немотивированному упрямству, а подчас кажется и умственно отсталым. У такого ребенка необходимо проверить слух.
Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.
Существенно, что выявление патологии детского слуха затрудняется тем, что ребенок, как правило, не жалуется на тугоухость, а окружающие замечают ее тогда, когда время для эффективных мероприятий бывает упущено.
Врожденная или приобретенная глухота у детей резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей, поэтому детям с нарушенным слухом довольно трудно научиться разговаривать. Зачастую, без специального вмешательства педагогов глухота приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития.
Даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Нередко затруднения ученика в первоначальном овладении чтением и письмом неправомерно служат поводом к предположению о умственной отсталости.
Если вы заметили, что в вашем классе обучается слабослышащий или позднооглохший ребенок, помните, что он очень отличается от здоровых сверстников. Однако не стоит сразу же предлагать родителям перевести его в специализированное образовательное учреждение.
Сегодня во многих школах страны вводится инклюзивная форма обучения. Она включает в себя участие детей со слуховой депривацией в учебном процессе в обычных классах в общеобразовательной школе по месту жительства. Это обучение должно происходить по желанию ребенка и его родителей.
Инклюзия требует беспрепятственной атмосферы и свободного доступа к образовательным услугам, выбору профессии, трудоустройству и полноценному участию особого ребенка в жизни общества.
Для успешного обучения ребенка с нарушенным слухом общеобразовательной организаций в целом необходимо:
- учитывать психологическую и физиологическую готовность ребенка к обучению;
- создавать безбарьерную среду для лиц с нарушением слуха («Бегущая строка» на этажах, световая индикация начала и окончания урока, FM-системы для индивидуальной и групповой работы);
- сопровождать процесс обучения специалистами (сурдопедагогом, учителем-логопедом, педагогом-психологом);
- обеспечить комплексное сопровождение всех участников образовательных отношений.
Как же помочь ребенку с нарушенным слухом преодолеть трудности в обучении, развитии и воспитании? На что обратить внимание педагогу при обучении слабослышащего или позднооглохшего ребенка в общеобразовательном классе?
Позднооглохшие или слабослышащие дети в общеобразовательной школе обучаются согласно индивидуальному плану, позволяющему реализовать их коммуникативные возможности. Это направлено на то, чтобы суметь преодолеть трудности в общении и науке, которые могут возникнуть на уроке и во внеурочное время.
Учитель должен подобрать индивидуальную форму работы с учеником с нарушенным слухом, а также суметь диагностировать уровень его развития с помощью различных методов. В процессе обучения учитель должен отслеживать динамику развития ребенка и вести специальный дневник наблюдений, а также специальную педагогическую документацию, отображающую взаимосвязь психолога и логопеда (или сурдопедагога, при наличии) с учеником.
Общей проблемой для всех детей с нарушенным слухом является быстрый темп речи педагогов, практическая невозможность воспринимать
предлагаемый материал, одновременно слушать и выполнять какие-либо инструкции педагога.
Поэтому:
- старайтесь делать небольшие паузы (по 3-4 минуты) после объяснения какого-либо материала, чтобы ребенок мог понять воспринимаемое;
- обязательно проверьте, понятно ли задание обучающемуся (время, затраченное на проверку понимания инструкции или требования, окупается с лихвой при выполнении работы или ответе; нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах школьников вызваны непониманием инструкции, непривычной формулировкой вопроса, незнанием требований педагога);
- не задавайте вопросов «Понятно?», «Понял?», не верьте односложным ответам детей «Да» или «Нет»; спросите у них, что значит «Да», а что «Нет»;
- попросите повторить инструкцию полностью или фрагментарно; задавая вопрос, обязательно требуйте его повторения вслух;
- не бойтесь 2-3 раза повторять основные положения предлагаемого материала;
- используйте как можно больше иллюстрируемого материала;
- во время вашего монолога следите за тем, насколько ученик вас понимает, время от времени просите повторить ваши слова;
- располагайтесь лицом к источнику света; прежде чем начать говорить что-либо, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание ребенка с нарушенным слухом, дождаться или добиться, чтобы он на вас посмотрел;
- всегда смотрите в лицо ребенку при разговоре с ним, не только во время вашего высказывания, но и когда слушаете его; сразу повторяйте вслух его слова, как эхо, особенно если он задает вопрос;
- стойте фразу так, чтобы в ней был естественный порядок слов, чтобы начиналась фраза с заведомо воспринимаемых слов; ответ на вопрос ребенка начинайте или с двух-трех слов, содержащихся в вопросе, или с повторения вслух вопроса;
- во время говорения старайтесь не кивать головой, на размахивать руками, не прикрывать рот, не поворачиваться спиной к обучающемуся с нарушенным слухом;
- ваша реакция на какую-либо ситуацию или реплику со стороны должна быть понятна или немедленно объяснена ребенку с нарушенным слухом.
Каким бы сложным, на первый взгляд не показалось вам обучение ребенка с нарушенным слухом, относитесь к собеседнику доброжелательно, не показывайте своего недовольства или раздражения, вызванного непониманием вашей речи.
Овладевайте способами оперативной помощи ребенку во время беседы или урока:
- повторить фразу в более медленном темпе с тем же порядком слов;
- переставить слова во фразе;
- заменить то или иное слово без изменения смысла фразы;
- написать на доске ключевое или непонятное слово;
- написать всю фразу.
Изучение письменных работ слабослышащих учащихся позволяет отметить не только в первых, но и в последующих классах такие ошибки, которые обычно не встречаются у здоровых детей.
Отмечаются следующие типичные отклонения в письме слабослышащих:
1) смешение сходных по звучанию и месту образования звуков:
- смешение звонких с глухими: «тершит» – держит, «ситит» – сидит;
- смешение шипящих со свистящими: «сапка» – шапка, «масина» – машина;
- смешение аффрикат с составляющими их звукам «тулки» – чулки, «свиты» – цветы;
- смешение р и л: «лабота» – работа, «иглушки» – игрушка ;
- смешение проторных с и з со смычными т ид: «зерево» дерево;
- смешение рь и ль с й: «стреять» – стрелять, «лябико» – яблоко;
2) отсутствие смягчений: «стрылают лису», «всу корзину»; лишние смягчения: «бросил пальку», «сидит на ельке»;
3) пропуски согласных при сложных стечениях: «сречил» – встретил, «мервый» – мертвый, «оманул» – обманул;
4) пропуски безударных частей слова: «метай» – подметает,, «дивай» – надевает.
Если обратиться к произношению тех детей, которые допускают указанные ошибки на письме, то можно отметить, что нарушения произношения в этих случаях не очень заметны. Здесь может броситься в глаза только некоторая смазанность артикуляции и как бы своеобразный акцент.
При детальном изучении устной речи таких детей выясняется, что за этими внешними явлениями скрывается неполное овладение звуковым
составом слова, которое выражается в недоговаривании или неточном произношении тех элементов слова, которые полностью не схватываются в слуховом восприятии ребенка.
Таким образом, в результате отклонений в развитии речи слабослышащие дети встречаются со следующими затруднениями в школьном обучении:
- затрудненное усвоение первоначальной грамоты (чтения письма);
- специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме;
- трудности понимания объяснений учителя;
- затруднения при пользовании учебником вследствие недостаточного понимания читаемого текста.
Перечисленные затруднения связаны со следующими особенностями речи слабослышащих детей:
- недостаточным, а подчас и очень резким нарушением представления о звуковом составе слова;
- ограниченным запасом слов и неточным пониманием значений известных ребенку слов;
- недоразвитием грамматического строя речи и непонимание значений грамматических форм.
Выявленное у ребенка снижение слуха должно быть компенсировано слухопротезированием. Ребенок должен сидеть в классе за первой партой, он должен быть обеспечен педагогической помощью специалиста-сурдопедагога.
Не забывайте, что обучение должно включать налаженный процесс взаимодействия ученика, учителей, школы и родителей. Очень важно выработать толерантное отношение здоровых детей к особому ребенку и его семье. Для этого учителя проводят соответствующую работу с другими учениками и их родителями.
Учителя-предметники, работающие в вашем классе и родители ребенка должны регулярно получать дополнительные консультации относительно особенностей обучения такого ребенка.
Методист
МБОУ СОШ №40 г. Липецка
Сафронова И.В.