Как проверить готовность ребенка к школе.
Родители могут оценить уровень «зрелости” и готовности ребенка к школе, к поступлению в первый класс, с помощью наблюдения и ответов на вопросы.
Методику разработала психолог Джеральдина Чейни, эта методика применяется при приеме в Каменномостовскую среднюю школу как, собственно, и в любую уважаемую школу (это наглядно, просто, ёмко и эффективно).
Оценка развития познания
• Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
• Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
• Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
• Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
• Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта
• Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
• Был ли малыш в библиотеке?
• Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
• Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
• Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
• Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
• Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
• Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
• Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
• В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
• Четко ли ребенок выговаривает слова?
• Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
• Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
• Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
• Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
• Легко ли малышу «переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
• Способен ли ребенок играть, заниматься самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общаться
• Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
• Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
• Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития
• Хорошо ли ребенок слышит?
• Хорошо ли он видит?
• Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
• Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
• Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
• Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
Зрительное различение
• Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
• Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?
Зрительная память
• Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
• Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
• Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
• Понимает ли он, что читают слева направо?
• Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
• Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.
Уровень слуховых способностей
• Может ли ребенок рифмовать слова?
• Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
• Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
• Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
• Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
• Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
• Задает ли вопросы о словах, об их значении?
После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при поступлении в школу.