Доступная среда

Доступная среда
(корпус для детей с нарушением зрения по адресу: ул. Германа Титова, д.9/5)
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания Учреждения не предусматривают наличие подъемников, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова на домофоне, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной двери в Учреждение. Лестницы Учреждения имеют закругленные перила. Для ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краям ступеней размещены зрительные ориентиры в цветовом обозначении – городецкие розаны. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Официальный сайт Учреждения имеет версию для слабовидящих людей.

Сведения о наличии оборудованных учебных помещений,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Учреждении имеются следующие помещения:
— 6-ть групп компенсирующей (зрительной) направленности (групповая ячейка представлена: раздевальной комнатой, групповой комнатой, спальней, буфетом, умывальной зоной (умывальники и душевой поддон), зоной санитарных узлов (унитазы). Во всех группах имеются отдельные спальни.
Это основные помещения для пребывания воспитанников в образовательной организации, в том числе, для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с нарушением зрения с учетом их возрастных особенностей и интересов.
Мебель в групповых ячейках соответствует росту и возрасту детей.
В группах создана коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда (далее по тексту-КРППС).
Одним из общих правил организации среды является критерий её доступности для ребенка. При конструировании КРППС среды учитывали возраст, зрительный диагноз ребенка, уровень развития каждого ребёнка, период обучения, сезонность, половой состав групп, интересы, способности и склонности всех воспитанников.
При организации КРППС в группах для детей с нарушениями зрения учитывали ее коррекционную направленность по следующим направлениям:
— создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
— профилактику появления зрительного утомления и связанных с этим, расстройств зрения;
— вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а также в овладении способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
Эффективность функционального воздействия среды зависит от оснащения её специальным оборудованием, дидактическим материалом, содержанием работы с коррекционно-компенсаторной направленностью на конкретный запрос детей. Создавая её, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной эстетичной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.
Каждая группа имеет свой дизайн, который соответствует зрительному комфорту зрения ребенка.
Цветовая гамма: белый потолок, нежно розовый, голубой, персиковый, салатовый тон групповых комнат, окрашенных вододисперсионной интерьерной краской.
Присутствуют цветовые пятна в интерьере групп и раздевальных: ковровые паласы, игрушки, мебель, дидактический материал, игры.
Создавая КРППС для детей с нарушением зрения, все пространство в группе разделили на четыре части.
1. Пространство совместной образовательной деятельности педагога и детей.
2. Пространство активной деятельности детей,
3. Пространство спокойной деятельности детей.
4.Пространство для организации центров деятельности (самостоятельный выбор детьми материалов и оборудования для разных видов деятельности).
Пространство совместной образовательной деятельности педагога и детей включает в себя легкие столы на 2-3 человека, передвижную двустороннюю доску на колесиках, различные виды модулей, легкие мебельные конструкции, отражающие конкретику какой- либо деятельности детей с нарушением зрения.
При создании игровой среды используем настольные игровые поля.
Настольные игровые поля — это специальные чехлы на столы для организации настольных режиссерских игр («Космос», «Морское путешествие», «Лесная полянка» и др.) с боковыми кармашками для игровых атрибутов, которые позволяют видоизменять игровую среду с учетом пожеланий и интересов детей с нарушением зрения и на которых можно моделировать условия для разных тематических игр.
Пространство активной деятельности детей предназначено для реализации двигательной активности детей с нарушением зрения и деятельности, требующей перемещения в пространстве (например, организация подвижных игр, игры с мячом, катание на велосипедах). В пространстве активной деятельности размещается небольшой ковер (легко перемещающийся или убирающийся — по ситуации). С одной стороны имеется стена, которую используем для размещения материалов и оборудования (флажков, султанчиков, массажных мячиков, массажных дорожек).
Пространство спокойной деятельности детей предназначено для отдыха детей или их уединения. В каждой группе Учреждения оборудованы уголки уединения, где ребенок может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой и др. Оформлены они по-разному: в виде домика, где дети могут посекретничать, помечтать и т.д.; стола, полки, открытого шкафчика с материалами и др.
Пространство для организации центров деятельности. Его содержание направлено на развитие зрительных функций, активизацию сохранных анализаторов.
В группах дошкольного возраста это:
— центр информационный. Размещаются материалы и пособия определенных размеров – более крупные для фронтальных демонстраций и строго дифференцированные для индивидуальных (главное условие – это соответствие показателям зрительных возможностей ребенка);
— центр двигательной деятельности. Здесь располагается оборудование, как традиционное, так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов и родителей: для организации и проведения подвижных, спортивных игр, профилактических упражнений и индивидуальной работы по физическому развитию: мячи, обручи, кубики, платочки, ленточки, обручи, скакалки, массажные коврики, кольца, кегли и др. Работа с пособиями из спортивного уголка позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета, упражнение в метании мяча по удаленной цели, тренировка глаз мышц, развитие внимания и др. Такие упражнения полезны при амблиопии и монокулярном характере зрения, т.к. дают возможность ребенку оценть расстояние до удаленных предметов. Для развития общей моторики и зрительно-двигательной координации используем спортивный материал с учётом зрительного диагноза:
•«Кольцеброс» и «Шароброс» — для детей с расходящимся косоглазием, взор таких детей должен быть направлен вниз;
•«Кегли» и «Дартс» — для детей со сходящимся косоглазием, взор таких детей должен быть направлен вверх или вдаль;
•Крупные и средние мячи — для детей с близорукостью;
•Мелкие мячи — для детей с дальнозоркостью.

— центр книги. Своеобразие восприятия детей с нарушением зрения окружающей действительности оказывает влияние на формирование представлений. Их представления обеднены и фрагментарны, зависят от времени, характера и степени поражения органа зрения. Чем ниже острота зрения, тем труднее формируются и сохраняются представления в сознании ребенка.
При выборе книг для центра для детей с нарушением зрения обращаем внимание на:
· прочность материалов, из которых она изготовлена;
· качество изготовления;
· доступность и грамотность ее содержания;
· наглядность (иллюстрации должны быть четкими, содержать яркую окраску, соответствующую реальности; форма и величина (соотношение) должны быть максимально приближены к реальности; на странице должно быть размещено не более 3-4 объектов);
· занимательность сюжета (быстрая смена событий, необычность);
· воспитательная ценность произведений (позитивное воздействие на ребенка при формировании качеств личности);
· разнообразие жанров, как фольклорных (народные сказки, колыбельные песни, потешки, поговорки, заклички, небылицы и т. д.), так и литературных (авторские сказки, рассказы, повести, стихотворения, энциклопедии и т. д.).
В центрах книги педагоги помещают разнообразные издания:
— обычные (плоскопечатные с картинками);
— книжки-вырубки (книга «вырублена» по контуру какого-либо предмета или героя, о котором в ней говорится);
— «книжка-подушка» («листы» этой книги сделаны из тонкого синтепона, обшиты яркой тканью с «иллюстрациями» и текстом. В единый блок они связаны тесемками.);
— книги с надувными страницами (не тонут в воде, музыкальные, чаще всего выполняются в форме рыбки или других морских обитателей);
— книги-элерманы (страницы сделаны из картона);
— книжки-панорамы (книжки-театры);
—книжки-игрушки (в листы «встроены» фигурки животных, сказочных персонажей с двигающимися частями, размером с ладошку);
— книги-стикерсы (книги с наклейками);
— тактильные книги;
— книги подарочного формата.
— центр сюжетно-ролевой игры. Большое место в коррекционной развивающей предметно-пространственной среде отводится сюжетно-ролевой игре. Этот центр предназначен для формирования у детей с нарушением зрения основ культуры общения, закрепление знаний об окружающей действительности и жизни в социуме через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность.
Оборудование и пособия размещены в центрах таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы. В связи с тем, что игровые замыслы дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. В играх совершенствуются предметно-практические действия. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыками взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.
В центре есть сюжетные игрушки, игрушки — транспорт разного вида и назначения, предметы – заместители и т. д. Всё это способствует развитию самостоятельности, воображения и игровой активности у детей.
Сюжетно — ролевые игры подобраны с учётом гендерного воспитания.
Универсальные игровые макеты – модули и соответствующие атрибуты располагаются в местах легкодоступных детям.
— центр конструирования. Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает много пространства, он достаточно мобилен. Практичность его в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида – крупный, мелкий, деревянный, пластмассовый, ЛЕГО и др.) можно перемещать в любое место группы и предоставлять данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.
— центр музыкально-театрализованной деятельности. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи, разные виды театра. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.
Это важный объект развивающей среды, поскольку именно музыкально-театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширмы и различные виды театров (кукольный, пробковый, теневой, настольный, пальчиковый, маски, атрибуты для разыгрывания сказок и др.).
— центр нравственно-патриотического воспитания. Помещена государственная символика родного города, Липецкой области и России. Здесь находятся пособия отражающие многонациональность нашего края и Родины. Оформлены альбомы «Мой край», «Моя семья», «История родного города» и др.;


— центр коррекции зрения. Включает в себя дидактические игры и пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия. Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки, «продвинь фигурку» и др. Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группах большое внимание обращается на наполнение данного центра оборудованием: мозаикой, трафаретами, обводками, играми-шнуровками, разрезными картинками и др. Обязательным предметом центра коррекции являются подставки, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом;


— центр развивающих игр. В этом центре находятся различные дидактические игры по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с предметным, социальным, природным миром воспитанников. В данном центре располагается нормативно – знаковый материал: магнитная доска, набор карточек на сопоставлении цифры и количества. Достаточно широкий выбор дидактических игр, различных видов мозаик, современных пазлов. Развивающие игры Воскобовича, Никитина, палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша и др. Для детей старшего дошкольного возраста так же различные материалы, способствующие овладению чтением: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры, ребусы, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Игровое оборудование создает насыщенную целостную среду.
Материалы и пособия имеют матовую неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира;
В этом центре дети учатся играть, общаться друг с другом, развивают инициативность и самостоятельность. Игровой материал сосредоточен на открытых полках, он меняется по мере изучения и в зависимости с тематикой недели.
— центр познавательно-исследовательской деятельности. Представлен объектами для исследования в реальном действии. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности (развивающие игры, лупы, мензурки, компас, минералы, семена и др. материал). В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений, ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «Почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей;
— центр изобразительного творчества. Для этого центра отводится самое светлое, хорошо освещенное в группах место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы, что способствует развитию навыков микроориентировки, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, зрительных функций посредством цветовосприятия. Полки/столы заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь. Дидактические игры, схемы последовательности изображения предметов с четким контуром, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, нетрадиционные материалы, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Большое разнообразие трафаретов разной тематики. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
— центр трудовой деятельности. Присутствует разнообразие познавательного, дидактического, наглядного материалов по ознакомлению с трудом взрослых, формированию трудовых умений и навыков и детей с нарушением зрения. Это: дидактическая кукла с набором соответствующей одежды (кукла-художник, кукла-повар и др.) для ознакомления с профессиями, модели обучения целостным трудовым процессам, тематические альбомы, оборудование для хозяйственно-бытового труда, труда в природе; технологические карты по изготовлению поделок из природного и бросового материала и др.;
— центр безопасности дорожного движения. Имеются иллюстрации, настольно — печатные игры, макеты проезжей части, плакаты и рисунки детей с опасными предметами, дорожные знаки, образцы, схемы, планы групп.
В группе раннего возраста помимо перечисленных выше центров оборудованы еще центры предметной и игровой деятельности, центр воды и песка. В центре предметной и игровой деятельности размещено игровое оборудование доступное для зрительного восприятия: яркое, красочное, насыщенное по цвету (в основном используем красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения имеют чистые натуральные цвета).
В центре воды и песка обучение тактильно-кинестетическим действиям осуществляется в играх с водой и песком.
Весь материал в развивающих центрах доступен для воспитанников. Учитывая, что группы посещают дети, имеющие нарушения зрения все дидактические пособия отличаются яркой наглядностью и четкостью изображения.
В группах имеются настенные лабиринты, развивающие прослеживающую функцию глаз дети («Волны», «Сафари-парк», «Нам весело», «Аквариум», «В гости к Айболиту», «Мы едем, едем, едем…» и др.). Лабиринты в группахменяются регулярно в соответствии с темой недели, а также усложняются с возрастом.
Для упражнений на аккомодацию в группах есть метки на стекло по методики Аветисова.
Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей:
Спортивный зал (совмещенный с музыкальным), обеспеченный необходимым оборудованием для проведения двигательной организованной образовательной деятельности. КРППС спортивного зала в Учреждении содержательно-насыщенна, полифункциональна, доступна и безопасна.
Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес у детей с нарушением зрения к выполнению различных движений, ведет к двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
В набор спортивно-игрового комплекта вошли традиционные пособия: гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, канат.
Спортивное оборудование для выполнения основных видов движений и ОРУ (гимнастические палки, мячи, обручи, гимнастические скамейки и др.) имеют специальные метки в виде ярко окрашенной точки или полоски диаметром от 3 до 5 см. Применяются пособия со специальными разметками для сосредоточения на предмете, прослеживания действия, его точного воспроизведения, зрительного анализа и контроля.
Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий.
Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Гимнастическая стенка установлена стационарно, прочно крепится к стене. Имеются дополнительные пособия: лесенка с зацепами, доски, горка-скат. Крупные предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы, кубы и т. д.) размещены вдоль стен зала.
Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики, булавы, обручи, гимнастические палки, скакалки, дуги для подлезания и перешагивания и т. д.) хранятся в специальных стеллажах, в ящиках.
В спортивном зале проложены яркие визуальные направляющие для облегчения ориентировки в пространстве (выполняют действия в указанном направлении, определяют место сосредоточения взора и др.).
Имеется паспорт оснащенности спортивного зала.
Музыкальный зал (совмещенный со спортивным), обеспеченный стульями, музыкальным оборудованием для проведения музыкальных организованной образовательной деятельности, досугов, развлечении, праздников. Музыкальный зал оснащен следующим оборудованием:
- фортепиано;
- ТСО (телевизор, DVD, музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска, проектор);
- интерактивным столом;
- ширмами разной высоты;
- мольбертами и др.
-учебно-наглядными пособиями:
- настольно-печатными музыкально-дидактическими играми с окантовкой, с соблюдением размеров (А3, А4, А5, раздаточный материал – от 6 см);
- атрибутами для игр-плясок;
- кукольным театром;
- игрушками;
- иллюстрации к музыкальным произведениям (в т. ч. в электронном виде);
- музыкальные инструменты для детей ярких цветов
- со звуком неопределенной высоты: маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румбы, бубенцы, палочки, погремушки, колокольчики, нестандартные шумовые инструменты;
- русские народные: ложки, рубель, коробочки, трещётки, колотушки;
- с диатоническим и хроматическим звукорядом – металлофоны (с цветовыми сигналами), ксилофоны с пластинами разного цвета;
-мультимедийными средствами обучения:
- набором DVD-дисков;
- набор аудио-дисков;
- флеш-накопителями;
- комплектом электронных зрительных гимнастик с муз. сопровождением;
- комплектом электронных пальчиковых гимнастик с муз. сопровождением;
- мультимедийными презентациями в соответствии с календарно-тематическим планированием
Оборудование пространства зала соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее.
Такая организация пространства позволяет музыкальному руководителю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Имеется паспорт оснащенности музыкального зала
Кабинет педагога-психолога. Оборудование кабинета педагога-психолога имеет зонирование.
Основные зоны:
Зона консультативной работы: проведение консультативной деятельности педагогов и родителей воспитанников.
Зона диагностических, развивающих занятий с детьми и игровой терапии: проведение диагностических обследований, коррекционных и развивающих занятий с детьми в индивидуальном и групповом формате.
Зона организационно-планирующей деятельности: ведение учетной и планирующей документации.
Вспомогательные зоны:
— диагностический коррекционно-развивающий комплекс «Песочная терапия»: проведение развивающей работы с использованием методов и приемов песочной терапии;
— зона релаксации (кушетка, «Сухой душ», фотопанно «Горный водопад», фонтан водный настольный, светодиодные светильники «Свеча», «Рыбка» и др.): успокаивает и оказывает на детей релаксирующее воздействие;
— сенсорная комната (на 2-ом этаже Учреждения) представлена фибердушом «Солнышко», воздушно-пузырьковой колонной, световым столом, набором «ПЕРТРА», БОС. Развивающий коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Игры с Тимом»и т.д., использование которых направлено развитие сенсорного восприятия, воображения; стимуляцию зрительных ощущений, снятие напряжения, снижение агрессивных проявлений и др.
Демонстрационный и раздаточный материал (наглядный и наглядно-иллюстративный материал), используемый для диагностического обследования, развития и коррекции всех психических процессов соответствует зрительным возможностям и возрасту детей. Печатные пособия имеют контрастные, четкие изображения, размер — с учетом зрительных возможностей детей, с выпуклым контуром (например, «Пиктограммы» с изображением лица в различных эмоциональных состояниях, пособие «Занимательные задания» и др.). Имеются пособия для развития сохранных анализаторов: камешки Марблс, деревянные лабиринты, «Обводилки», «Тактильное домино», шумовые и звуковые игрушки и др.
Кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога) — очень специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а с другой стороны — это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям офтальмоэргономики развивающейся детской деятельности.
Для проведения коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, с учетом рекомендаций врача-офтальмолога, кабинеты тифлопедагогов оборудованы в соответствии с гигиеническими (в том числе и офтальмо-гигиеническими) требованиями, оснащены необходимым оборудованием, укомплектованы игровыми и коррекционно-развивающими пособиями, техническими и тифлотехническими средствами обучения. Методический материал используется с учетом остроты зрения, зрительного диагноза и зрительного режима.
Содержание КРППС учителей-дефектологов направлено на реализацию 4-х направлений:
— развитие осязания и мелкой моторики;
— развитие зрительного восприятия;
— ориентировка в пространстве;
— социально бытовая ориентировка.
Для развития зрительного восприятия имеется разнообразное оборудование и пособия: пособия по формированию сенсорного восприятия: цвета (дифференцировки, соотношения, локализации насыщенности, оттенков), формы (объемные и плоскостные изображения), величины; алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию; фланелеграфы (для индивидуальной работы, подгрупповой работы), экраны для копирования «Зазеркалье», световые планшеты, рамки-вкладыши Монсессори, цветовые перфокарты, «зушумленные (заслоненные) рисунки», коррекционно-развивающие игры (например, «Цветик-семицветик», «Теневые дорожки», «Найди оттенок» и др., тест-объекты для развития глазодвигательных мышц, книги и пособия в рельефном изображении и др.
Работа с данными пособиями осуществляется на горизонтальной или вертикальной плоскостях, в зависимости от зрительного диагноза ребенка.
Для развития осязания и мелкой моторики детей с нарушением зрения имеется вертикальный модуль «Мозаика», настенное панно «В гостях у сказки», «Гусеница», мягкие конструкторы (настольные и напольный) и шнуровки разной тематики, застежки, бусы, мозаика разного цвета, форм и величины, сенсорные тропы с разным наполнением, бизиборды, линейные и предметные трафареты разной тематики, массажные мячи (Су-Джок), «Чудесный рукав», коррекционно-развивающие игры (например, «Паутинка», «Разноцветные фишки», «Раз колечко, два колечко» и др.)
Направление «Ориентировка в пространстве» представлено следующим оборудованием: зеркальные стенды с метками, магнитные доски, фланелеграфы, мягкие модули «Крестики-нолики», «Цветочная полянка», «Цветик-семицветик»; звукоориентиры, иллюстрации поз ребенка при ходьбе и др., коррекционно-развивающие игры (например, «Аэродром», «Шоссе», «Видеоазимут», «Разноцветные коврики», «Веселые человечки» и др. модели игровых комнат (спальни, кухни, группы), наглядные пособия, формирующие представления об объектах, встречающихся в замкнутом и открытом пространстве и за пределами детского сада; модели основных типовых зданий, наполняющих улицу, встречающихся на улице; специальные альбомы по восприятию предметов разной величины и объема, заполняющих пространство.
Для ориентировки в пространстве используется все пространство кабинета: лабиринты размещены на стенах (офтальмотренажер «Веселые глазки»), дверях, потолках («Волшебное небо»). Данное оборудование используется и для тренировки глазодвигательных мышц.
Для социально-бытовой ориентировки имеются предметы домашнего обихода натуральные, например, одежда, кухонные принадлежности, бытовая техника и др., модели – игрушки в плоскостном и контурном изображении, муляжи овощей и фруктов, животных, спецтехника, куклы в спецодежде и др., коррекционно-развивающие игры (например, «Что нас окружает?», «Ковер-самолет», «Четвертый лишний» и др.
Материал позволяет правильно организовать коррекционно— развивающую работу, которая тесно связана с лечебно- восстановительной работой.
Структура КРППС кабинета учителя-логопеда определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года. Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для коррекционно-развивающей образовательной деятельности и эмоционального благополучия детей с нарушением зрения.
Речевой центр: имеются зеркала, перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация), звуковые линейки, буквенные конструкторы, дыхательные тренажеры, дидактические игры и др.
Сенсорная стена представлена настенным панно «Цвет и форма» (направлена на развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики и др.)
Центр коррекционно-развивающей ОД представлен магнитной доской, фланелеграфом, подставками для пособий.
Центр зрительного восприятия. Смотря на «солнце», облако, звезды, дети с удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Упражнения снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия.
Центр речевого дыхания представлен разнообразием вертушек, пособий на развитие речевого дыхания (в том числе, и легкими предметами по временам года).
Центр игры. Представлен большим разнообразием коррекционно-развивающих игр: лэпбук «Речевичок», ««Логопедическая ромашка», «Логопедические кубики», играми-шнуровками, лабиринтами и др.
Созданная среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Методический кабинет, обеспеченный программно-методической литературой необходимой для ведения педагогического процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические материалы, материалы из опыта работы педагогов Учреждения, компьютер для ведения документации и работы с педагогами. Оборудовано компьютеризированное рабочее место для педагогов, с принтером и выходом в интернет, позволяющее готовить дидактический материал к педагогическому процессу и документацию, установлено мультимедийное оборудование.
Имеется паспорт оснащенности методического кабинета.
Сведения о наличии библиотек
Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещён в методическом кабинете и группах.
Медицинский блок (медицинский кабинет, два ортоптических кабинета)
Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием в соответствии с санитарными требованиями: в медицинском кабинете имеется ростомер, весы, рабочий стол медсестры, кушетка, шкаф для хранения документации, шкаф для медикаментов, кварцевая лампа и др.
В Учреждении обеспечиваются комплексные лечебно-профилактические мероприятия для детей с патологией органа зрения, эффективно сочетающиеся с воспитанием и образовательной подготовкой.
Имеются два ортоптических кабинета, оснащённых современным медицинским оборудованием для проведения осмотра детей врачом-офтальмологом и выполнения необходимых плеопто-диплоптических процедур назначенного им.
Назначения выполняются медицинскими сёстрами-ортоптистками на следующих аппаратах:
- амблиостимулятор АИСТ;
- электроофтальмостимулятор ЭСОФИ-01;
- мускулотренер САККАДА;
- ЛАЗЕР-СПЕКЛ;
- макулостимулятор ИЛЛЮЗИОН (с чёрным и зелёным фильтром);
- РУЧЕЕК — для тренировки аккомодации;
- СВЕТОВОЕ ПЕРО- для тренировки координации движений глаз-рука;
- АМВО-01-вакуумный массажер;
- СИНОПТОФОР;
- ВИЗОТРОНИК;
- аппарат для магнитотерапии АТОС –А с приставками: АМБЛИО-1, ЦВЕТОРИТМ, ОГОЛОВЬЕ, ИЗУМРУД.;
- АМБЛИО-2;
- БИВИЗОТРЕНЕР — для выработки и закрепления бинокулярного зрения
Также занятия проводятся с использованием специальных компьютерных программ: РЕЛАКС, ЦВЕТОК, ПАУЧОК, КРЕСТИКИ, КЛИНОК и т.п.
После проведённых процедур у детей с такими диагнозами, как: амблиопия, косоглазие (сходящееся или расходящееся), гиперметропия, астигматизм, миопия, птоз, частичная атрофия зрительного нерва, катаракта, глаукома, нистагм, афакия (и другие зрительные патологии) происходят значительные улучшения: повышается острота зрения, снижается угол косоглазия и др.
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для организации питания (хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий) функционирует пищеблок с подсобными помещениями, оснащённый:
— технологическим оборудованием (производственные столы, электрическая плита, электромясорубка, контрольные весы, стеллажи, подтоварники и др.);
холодильным оборудованием (средне — и низкотемпературные холодильные шкафы);
моечным оборудованием (моечные ванны, раковина для мытья рук); инвентарём, посудой, тарой и др.
Для организации питания детей в группах (подготовка готовых блюд к раздаче; мытьё столовой посуды) оборудованы буфеты, в которых размещены посуда и столовые приборы, мелкий инвентарь; двухсекционные ванны, стеллажи для просушивания посуды; хозяйственные шкафы. Организация питания осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню для детей от 2 до 3 лет и от 3 до 7 лет, разработанным с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей раннего и дошкольного возраста, утвержденного заведующим Учреждения.
Воспитанники получают пятиразовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин в соответствии с режимом дня Учреждения.
Условия охраны жизни и здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется по договору с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения г. Липецка «Липецкая городская больница. Детская поликлиника №3» медицинской сестрой, которая наблюдает за состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организует и проводит при согласии родителей (законных представителей) обучающихся медицинские осмотры, профилактические прививки, контролирует санитарное состояние помещений Учреждения, работает с воспитанниками по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ.
Мероприятия, проводимые для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- углубленные медицинские обследования всех воспитанников,
- регулярный осмотр воспитанников на педикулёз,
- осмотры воспитанников с контролем показателей роста и веса,
- направление на профилактические прививки и туберкулино – диагностику,
- работа бракеражной комиссии,
- санитарно – просветительская работа: лекции, беседы, выпуск санитарных бюллетеней,
- профилактика гриппа и ОРВИ,
- системная работа по профилактике и предупреждению травматизма среди воспитанников в образовательном процессе.
Обеспечение безопасности образовательной организации достигается осуществлением охраны здания и территории Учреждения в дневное и ночное время с системы видеонаблюдения в режиме on-line и инженерно-технической укреплённостью.
В организации установлена система АПС и оповещения людей о пожаре – ООО «ВиКон», разработаны и размещены планы эвакуации. Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Учреждение оборудовано тревожной кнопкой экстренного вызова полиции.
Осуществляется видеонаблюдение.
Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в Учреждении отсутствуют.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В целях информационного обеспечения образовательного процесса в Учреждении обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, имеется подключение к сети Интернет. Образовательная организация имеет свой сайт, электронную почту. Оборудованы автоматизированные рабочие места: директора, главного бухгалтера, заместителя директора, педагога-психолога, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, медицинской сестры. Все педагоги учреждения имеют доступ к сети Интернет. В музыкальном зале, методическом кабинете имеется интерактивное оборудование с методическим обеспечением.
В ОУ имеется доступ к сети Интернет по оптоволоконному каналу связи со скоростью 10 Мбит/с.
ОУ имеет доступ к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям и электронным ресурсам: электронная система «ГОСЗАКАЗ», информационная система «Барс. Образование – Электронный Детский Сад», официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru.
Электронные образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не обеспечивается. Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом учреждения — версия для слабовидящих.
Электронные образовательные интернет-ресурсы, используемые в образовательном процессе
Министерство образования и науки Российской Федерации | http://минобрнауки.рф/ |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru/ |
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» | http://window.edu.ru/ |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | http://fcior.edu.ru/ |
Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.